Риски, связанные с государственным регулированием и политикой

«Газпром нефть» строит свою деятельность на четком соответствии нормам российского законодательства, а также законодательства юрисдикций, в которых Компания ведет свою деятельность.

«Газпром нефть» не может гарантировать отсутствие негативных изменений в российском законодательстве в долгосрочной перспективе, поскольку большинство рискообразующих факторов находится вне ее контроля. Снижение негативного воздействия данной категории рисков достигается за счет отслеживания и своевременного реагирования на изменения, вносимые в акты различных отраслей законодательства, а также путем активного взаимодействия с органами законодательной и исполнительной власти и общественными организациями по вопросам интерпретации, правильного применения и совершенствования норм законодательства.

Описание Меры по управлению рисками
4.1. Риски, связанные с усилением санкций со стороны Евросоюза и США

Начиная с 2014 г. США (с учетом принятых изменений в санкционном режиме США в 2017 г.), страны Евросоюза и некоторые другие государства ввели санкции в отношении российского энергетического сектора и ряда отечественных компаний из других отраслей. Усиление режима санкций может отрицательно сказаться на общей ситуации в отрасли, а также оказать точечное влияние на перспективные проекты Компании и возможность выполнения ее контрагентами своих обязательств.

Санкции оказали несущественное воздействие на бизнес и финансовое состояние «Газпром нефти». В качестве мер по реагированию Компания ведет целенаправленную программу импортозамещения услуг и оборудования. Компания не имеет оснований полагать, что новые санкции будут направлены конкретно против нее, но они могут оказать точечное влияние на перспективные проекты. По результатам проведенной оценки влияния санкций руководство Компании считает, что санкции не оказывают влияния на консолидированную финансовую отчетность.

4.2. Политические риски

В настоящее время политическая ситуация в России является стабильной, что характеризуется устойчивостью федеральной и региональной ветвей власти. ПАО «Газпром нефть» зарегистрировано в качестве налогоплательщика в г. Санкт-Петербурге, который является вторым по величине городом Российской Федерации и административным центром Северо-Западного федерального округа, обладающим значительным природно-ресурсным потенциалом, высокоразвитой промышленностью и разветвленной транспортной сетью. ДО «Газпром нефти» представлены в Центральном, Северо-Западном, Уральском, Приволжском, Сибирском и Дальневосточном федеральных округах.

В целом Компания оценивает политическую ситуацию внутри страны как стабильную и полагает, что в настоящий момент риски негативных изменений не предвидятся.

4.3. Риски, связанные с зарубежными активами

«Газпром нефть» реализует ряд зарубежных проектов, нацеленных на расширение географии производственной деятельности. Выход на рынки новых регионов связан как с возможностью получения дополнительных конкурентных преимуществ, так и с рисками недооценки экономической и политической ситуации в тех государствах, где находятся активы Компании, что впоследствии может привести к недостижению плановых показателей эффективности.

В настоящий момент «Газпром нефть» оценивает уровень рисков, связанных с зарубежными активами, как приемлемый, однако не может гарантировать отсутствие негативных изменений, поскольку описанные риски находятся вне контроля Компании.

4.4. Коррупционные риски

В рамках активного выхода Компании на новые международные рынки возрастают риски распространения на нее антикоррупционных законов США и Великобритании.

В  «Газпром нефти» на постоянной основе реализуется Стратегия управления коррупционными рисками. В Компании утверждена Политика в области противодействия мошенничеству и коррупции. Кроме того, всем ДО Группы «Газпром нефть» даны рекомендации по утверждению аналогичных документов. Ознакомление и выполнение требований данной политики являются обязательными для всех работников «Газпром нефти». Для контроля коррупционных рисков при работе с внешними контрагентами приказом Генерального директора «Газпром нефти» были разработаны и утверждены типовые формы антикоррупционных оговорок, подлежащих включению в договоры с третьими лицами (как российскими, так и иностранными). В Компании также постоянно действует горячая линия по борьбе с мошенничеством и коррупцией. По факту поступления на горячую линию сообщений в обязательном порядке проводится внутренняя проверка.

4.5. Риски, связанные с изменением судебной практики по вопросам, относящимся к деятельности Компании

В действующей системе правоприменения в Российской Федерации большое значение имеют правовые позиции высших судебных инстанций (Конституционный суд Российской Федерации, Верховный суд Российской Федерации), которые могут влиять на условия ведения предпринимательской деятельности Компании.

«Газпром нефть» осуществляет регулярный мониторинг решений, принимаемых высшими судами, а также оценивает тенденции правоприменительной практики, формирующейся на уровне арбитражных судов федеральных округов, активно применяя и используя ее не только при защите в судебном порядке своих прав и законных интересов, но и при разрешении правовых вопросов, возникающих при работе Компании. В связи с этим риски, связанные с изменением судебной практики, оцениваются как незначительные.

В 2014 г. были объединены Высший арбитражный суд и Верховный суд Российской Федерации. Накопленная после объединения судебная практика по вопросам, связанным с деятельностью нефтегазовых компаний, пока недостаточно обширна, поэтому сложно с достаточной уверенностью прогнозировать ее дальнейшее развитие. В том числе в практике Верховного суда возможны и такие изменения, которые могут негативно повлиять на текущие и будущие судебные процессы Компании.

4.6. Риски, связанные с изменением налогового законодательства Российской Федерации

Ключевые компании Группы «Газпром нефть» входят в число крупнейших налогоплательщиков Российской Федерации и осуществляют уплату федеральных, региональных и местных налогов, в частности налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), акциза, налога на добавленную стоимость (НДС), налога на прибыль организаций, обязательных страховых взносов, налога на имущество организаций, земельного налога.

Налоговая система Российской Федерации постоянно развивается и совершенствуется. Возможный рост ставок налогов, выплачиваемых Компанией в ходе своей хозяйственной деятельности, может привести к увеличению расходов и снижению объема денежных средств, остающихся в распоряжении Компании для финансирования текущей деятельности, капитальных затрат и исполнения обязательств, в том числе по выпущенным облигациям. Практически любая компания в России потенциально может понести потери в результате претензий со стороны налоговых органов, которые могут возникнуть в отношении прошлых периодов и текущей деятельности. Однако данные риски Компания оценивает как средние.

«Газпром нефть» считает, что влияние обязательств, возникших в результате таких потенциальных событий, на ее деятельность не будет более существенным, чем влияние аналогичных обязательств на другие российские организации нефтяного сектора с государственным участием.

В целях сокращения рисков, связанных с изменением налогового законодательства Российской Федерации, «Газпром нефть» проводит тщательную работу по анализу законопроектов и принятых законодательных актов в области налогообложения.

Наиболее существенными изменениями налогового законодательства Российской Федерации последнего времени, затрагивающими деятельность Компании, являются:

  • изменение ставок НДПИ, экспортных пошлин и акцизов в результате реализации так называемого налогового маневра;
  • изменения налогового законодательства в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций в рамках деофшоризации российской экономики с 2015 г.;
  • введение формульного порядка определения НДПИ на газ и газовый конденсат с 1 июля 2014 г.

Компания оценивает и прогнозирует степень возможного негативного влияния изменений налогового законодательства Российской Федерации, направляя все возможные усилия на минимизацию рисков, связанных с подобными изменениями.

4.7. Риски, связанные с изменением правил таможенного контроля и пошлин

«Газпром нефть» является участником внешнеэкономических отношений, вследствие чего Компания подвержена рискам, связанным с изменением законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования внешнеторговой деятельности, а также таможенного законодательства, регулирующего отношения по установлению порядка перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации, установлению и применению таможенных режимов, установлению, введению и взиманию таможенных платежей.

В качестве риска можно выделить возможность изменения Правительством Российской Федерации ставок таможенных пошлин (как ввозных, так и вывозных) на отдельные товары, в отношении которых Компания заключает внешнеторговые сделки, а также изменение правоприменительной практики в сфере таможенного регулирования. Основными негативными последствиями реализации данных рисков являются увеличение расходов и снижение эффективности экспорта.

Компания выполняет требования таможенного законодательства Российской Федерации, своевременно оформляет всю документацию, необходимую для осуществления как экспортных, так и импортных операций, и располагает достаточными финансовыми и кадровыми ресурсами для соблюдения норм и правил в сфере таможенного регулирования и своевременного реагирования на изменение таможенного законодательства и правоприменительной практики.