Моторные топлива и АЗС

Продажа моторных топлив

Премиальные продажи моторных топлив по регионам (млн т) Источник: данные Компании

Развитие сегмента мелкооптовой и розничной реализации нефтепродуктов является одним из ключевых направлений деятельности Компании. Наличие собственного национального бренда с высокой узнаваемостью и степенью доверия к качеству продукции способствует достижению одной из стратегических целей Компании − вхождению в число лидеров в России и странах СНГ по объему розничных продаж и эффективности сети АЗС к 2025 г.

Рост объемов реализации премиальных каналов в России обусловлен, главным образом, ростом реализации корпоративным клиентам за счет увеличения продаж существующим клиентам, а также привлечения новых клиентов.

Сеть АЗС

Сеть АЗС До 2015 г. в Компании не было франчайзинговой сети АЗС, с 2016 г. данные показаны с учетом франзайзинга. (шт.) Источник: данные Компании

В России Компания располагает одной из крупнейших и географически диверсифицированных сбытовых сетей на розничном рынке автомобильного топлива. На конец 2017 г. сеть АЗС «Газпромнефть» в России насчитывала 1 255 станций, из них 1 193 собственных и 62 − управляемых партнерами-франчайзи. За 2017 г. сеть АЗС «Газпромнефть» в России увеличилась на 11 объектов. С учетом франчайзинговой сети розничная сеть АЗС «Газпромнефть» представлена в 40 регионах России. Развитие сети и повышение ее эффективности позволяет Компании наращивать долю рынка в регионах присутствия. По итогам года доля Компании на розничном рынке моторных топлив в регионах присутствия составила 23,2 %.

На зарубежных рынках сеть АЗС Компании представляют 611 объектов, в том числе 188 АЗС в странах СНГ (Беларусь, Казахстан, Таджикистан и Киргизия) и 423 АЗС в Юго-Восточной Европе (Сербия, Босния, Болгария и Румыния). Снижение количества АЗС за рубежом вызвано проведенной в 2017 г. оптимизацией розничной сети в странах СНГ в целях повышения ее экономической эффективности.

Рост розничных продаж моторных топлив Компании в России существенно опережал темпы роста рынка. Так, Компания нарастила розничные продажи автомобильных бензинов в России на 3,6 % при росте рынка на 1,1 %. Рост розничных продаж дизельного топлива составил 14 %, в то время как рынок вырос на 2,3 %. В 2017 г. доля Компании на розничном рынке автомобильных бензинов России составила 14,9 %, что на 0,4 п. п. больше, чем в 2016 г. Рыночная доля на рынке дизельного топлива достигла 19,1 % (+2 п. п. к 2016 г.).

Цифровая платформа управления АЗС
Технология D.1
45 % снижение затрат АЗС за счет цифровизации
58 АЗС переведены в 2017 г. в автоматический формат работы
3 мин. составляет среднее время обслуживания на автоматических АЗС

«Газпром нефть» планомерно переводит свои АЗС в автоматический формат работы. Автономизация работы сокращает прямые затраты на станции почти на 45 %.

Все автоматические АЗС управляются централизованно из единого диспетчерского центра, где в режиме реального времени контролируются все параметры оборудования и качества нефтепродуктов. Даже кофе-машины на АЗС «Газпромнефть» управляются из единого автоматизированного центра, который следит за соблюдением рецептуры и числом проданных чашек.

В дальнейшем полученный опыт может быть использован для создания единой сбытовой платформы, в рамках которой будут объединены все звенья топливной сбытовой цепи. На этой цифровой площадке любой участник рынка сможет немедленно получить необходимое ему решение. Для Компании это будет означать кратный рост количества и скорости транзакций при минимальных издержках.

По итогам года общий объем розничной реализации моторных топлив вырос на 6,2 % относительно 2016 г. и составил 11,0 млн т, из них 8,8 млн т в России.

Реализация через АЗС (млн т) Источник: данные Компании

В 2017 г. показатель среднесуточной реализации через одну станцию в России вырос на 4,1 % и составил 20,1 т/сут. При этом мероприятия по оптимизации и повышению экономической эффективности розничной сети АЗС «Газпромнефть» в странах СНГ обеспечили рост суточной прокачки в этом регионе на 24,8 % относительно 2016 г. − до 18,6 т/сут. Среднесуточная реализация в странах Европы увеличилась в 2017 г. до 6,1 т/сут (+ 3,4 % к 2016 г.).

Среднесуточная реализация через АЗС (т/сут) Источник: данные Компании

Сопутствующие продажи

Эффективность продаж сопутствующих товаров (СТ), Россия и страны СНГ
Источник: данные Компании
Выручка СТ (млн руб. с НДС)
Выручка СТ на 1 т нефтепродуктов, проданных физическим лицам (тыс. руб. с НДС)
Количество АЗС с магазином на конец года (шт.)
Выручка СТ на 1 м2 торговой площади (тыс. руб. с НДС)

Повышенное внимание Компания уделяет развитию сопутствующих продаж, которые являются одним из самых перспективных направлений розничного бизнеса в России и странах СНГ. Общая выручка по каналу «Сопутствующий бизнес» увеличилась на 2 % относительно прошлого года и составила 18,59 млрд руб. Рост сопутствующих продаж обеспечил рост ключевых показателей эффективности (КПЭ) данного направления бизнеса.

Драйверами роста показателей стали новинки кафе, применение точечного ценообразования, развитие ассортимента собственной товарной марки, ввод в эксплуатацию новых кофемашин с расширенным меню, развитие проекта «ТВ-Медиа».

Программа лояльности

Программа лояльности «Нам По Пути» для клиентов сети АЗС «Газпромнефть» остается лидером по количеству участников среди ВИНК. На конец 2017 г. участниками Программы в России и СНГ являлись 12,4 млн автолюбителей России, что на 16,2 % больше, чем в 2016 г.

На участников программы лояльности приходится 83 % от общего объема реализации сети АЗС в России физическим лицам − по этому показателю прирост составил 3 п. п.

Ключевой показатель потребительской лояльности сети АЗС «Газпромнефть» − индекс NPS − в 2017 г. составил 59 пунктов, что на два пункта выше, чем в 2016 г. Это говорит о высокой готовности клиентов рекомендовать сеть АЗС «Газпромнефть».

В условиях высокой конкуренции на розничном рынке нефтепродуктов основным инструментом сохранения лояльности текущих и привлечения новых клиентов является рекламная и маркетинговая активность. Всего за 2017 г. было проведено 13 федеральных и региональных рекламных акций, общий эффект от которых составил 67,2 тыс. т дополнительной реализации топлива. Маркетинговые мероприятия обеспечили привлечение 440,4 тыс. новых клиентов.

В 2017 г. стартовали первые целевые маркетинговые кампании (ЦМК). За период с марта по декабрь 2017 г. проведено 11 ЦМК. В целевых акциях приняли участие 3,2 млн клиентов АЗС «Газпромнефть», что составляет 74 % от активной клиентской базы сети. Дополнительная реализация топлива от целевых кампаний составила 114 тыс. т.

Брендированное топливо

Продажи премиального топлива в России и странах СНГ Источник: данные Компании
Показатель 2015 2016 2017
G-Drive 95 (тыс. т) 565 594 622
доля от продаж в корзине 95-х бензинов через АЗС (%) 27 27 27
G-Drive 98 (тыс. т) 63 62 64
доля от продаж в корзине 98-х бензинов через АЗС (%) 96 95 91
G-Drive 92 (тыс. т) 21 25 23
доля от продаж в корзине 92-х бензинов через АЗС (%) 1 1 1
G-Drive 100 (тыс. т) 2
доля от продаж в корзине 100-х бензинов через АЗС (%) 100

Брендированное топливо G-Drive было выведено на российский рынок в 2010 г. и с самого начала продаж активно набирало популярность, в том числе благодаря продвижению на платформе автоспортивной команды G-Drive Racing, добившейся лидирующих позиций в мировом и европейском чемпионатах по гонкам на выносливость.

В 2017 г. Компания увеличила продажу премиального брендированного топлива на собственных АЗС на 4 %. Общий объем реализации брендированного топлива в России и странах СНГ в 2017 г. достиг 711 тыс. т, или 7,4 % от общего объема розничной реализации автомобильных бензинов. По итогам года каждый третий реализованный на АЗС литр бензина АИ-95 и выше был G-Drive.

В 2017 г. ПАО «Газпром нефть» продолжила активное развитие продуктовой линейки брендированного моторного топлива. Компания представила рынку новые фирменные бензины – G-Drive 100, «Опти 92» и «Опти 95», а также начала продвижение в нескольких регионах топлива «Дизель Опти».

По сравнению с прошлым годом количество АЗС, предлагающих брендированное топливо, увеличилось на 5 % и достигло 1 182 станций.

Премиальные бензины
Технология D.2
711 тыс. т продажи брендированного топлива в 2017 г. в России и странах СНГ
29 % продаж бензинов АИ-95 и выше приходится на брендированное топливо

В 2017 г. «Газпром нефть» начала продажи бензина G-Drive с октановым числом 100. Это премиальный продукт, предназначенный для современных двигателей, которые в большинстве приспособлены к работе на бензинах с октановым числом 95 и выше.

Бензин G-Drive 100 улучшает эксплуатационные качества двигателя автомобиля, увеличивает его мощность и динамику ускорения. Кроме того, использованием этого топлива обеспечивается очистка и защита двигателя от износа.

Топливо G-Drive содержит активный комплекс присадок, который увеличивает эффективность работы двигателя. Входящий в его состав модификатор трения последнего поколения позволяет значительно повысить эффективность работы двигателя. Характеристики бензина G-Drive 100 были подтверждены ведущим отраслевым институтом ВНИИ НП, а его соответствие европейским стандартам качества – крупнейшей международной лабораторией SGS.

Газомоторные виды топлива

Реализация газомоторного топлива и количество автомобильных станций Источник: данные Компании
Показатель 2013 2014 2015 2016 2017
СУГ (тыс. т) 93 97 105 115 97
КПГ (тыс. м3) 12 749 15 106 17 080 17 500 19 314
Число АГЗС Количество АГЗС в составе многотопливных заправочных комплексов под брендом «Газпромнефть». 123 136 153 156 151
Число АГНКС Количество автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС). 4 7 7 7 7

Экологичность и экономичность играют ключевую роль для муниципального и коммерческого транспорта в крупных городах, что делает эти сегменты крупными потребителями газомоторного топлива. «Газпром нефть» уделяет пристальное внимание развитию продаж газомоторных видов топлива, в частности сжиженных углеводородных газов (СУГ) и компримированного природного газа (КПГ).

В 2017 г. объем реализации СУГ уменьшился на 16 % − до 97 тыс. т. Ключевой причиной стала оптимизация сети автомобильных газозаправочных станций (АГЗС) в странах СНГ, которые являются крупным рынком розничной реализации СУГ. Реализация КПГ в отчетном периоде возросла на 10 % относительно 2016 г., достигнув 19 314 тыс. м3.

В 2017 г. количество АГЗС в составе многотопливных заправочных комплексов под брендом «Газпромнефть» уменьшилось на пять единиц и составило 151 шт.