Нефтяная отрасль Российской Федерации

Операционные результаты сектора

Динамика добычи нефти в Российской Федерации в 2010−2017 годах (распределение на внутренний рынок и экспорт) (млн т) Данные: Минэнерго России

Участие в Соглашении по ограничению производства нефти обусловило слабую динамику добычи в Российской Федерации. Производство нефти и конденсата в 2017 г. составило 546,8 млн т, незначительно снизившись по сравнению с 2016 г. При этом выросла доля нефти, добываемой на шельфе и на трудноизвлекаемых категориях запасов. Продление решения по ограничению производства нефти позволяет ожидать сохранения стабильного уровня добычи в течение 2018 г.

Объемы экспорта нефти из Российской Федерации в 2017 г. значительно не изменились. По данным Минэнерго России, показатель составил около 258 млн т. Зато менялась структура экспорта: экспорт в Китай продолжал расти на фоне некоторого снижения поставок в европейском направлении. По итогам года Российская Федерация стала основным поставщиком нефти в Китай, значительно опередив по этому показателю Саудовскую Аравию.

Практически не изменился и объем первичной переработки нефти, составивший в 2017 г. 279,5 млн т. При этом под виянием модернизации и изменения налогового и таможенного законодательства продолжила меняться структура выпуска нефтепродуктов: значительно сократилось производство мазута, выросло производство авиационного керосина. По мере реализации проектов модернизации российских нефтеперерабатывающих заводов продолжает расти показатель средней глубины переработки.

Производство и экспорт основных нефтепродуктов в Российской Федерации в 2010−2017 годах (млн т) Источник: Минэнерго России

Макроэкономика

Динамика ВВП и индекса потребительских цен (ИПЦ) в Российской Федерации в 2013−2017 годах (%) Источник: Росстат

Экономика Российской Федерации в течение всего года демонстрировала умеренный рост. По итогам года ВВП вырос на 1,5 %, прирост промышленного производства составил 1 %. Оборот розничной торговли вырос на 1,2 %. При этом по итогам года сохранилась отрицательная динамика реальных доходов населения.

Темпы потребительской инфляции снизились до абсолютных минимумов за всю историю Российской Федерации – по итогам года изменение потребительских цен составило 2,5 %. Низкая инфляция позволила Центральному банку Российской Федерации (Банку России) значительно смягчить кредитно-денежную политику. Уровень ключевой ставки Банка России в течение года был снижен с 10 до 7,75 %. В начале 2018 г. снижение ставки продолжилось.

Стабилизация макроэкономической картины и улучшение бюджетных показателей позволили повысить оценку кредитоспособности Российской Федерации со стороны ведущих рейтинговых агентств. Рост нефтегазовых доходов и снижение кредитных ставок создают условия для сохранения положительной динамики российской экономики.

Оживление внутреннего рынка

Ситуация с внутренним спросом на нефтепродукты соответствовала неоднородной динамике экономических индикаторов. Потребление топлива автомобильным транспортом продемонстрировало умеренный рост в пределах 1−2 % в условиях слабой динамики доходов населения и розничной торговли.

Гораздо быстрее восстанавливался рынок авиаперевозок. По итогам 2017 г. перевозки пассажиров воздушным транспортом выросли на 18,6 %, а объем авиаперевозок грузов увеличился на 15,7 %. В результате внутреннее потребление авиационного керосина по итогам года прибавило порядка 10 %.

Налоговая политика и регулирование

Решения в налоговом законодательстве, касающиеся нефтяной отрасли, в 2017 г. продолжали логику изменений, проводимых в течение нескольких последних лет. До 2020 г. было продлено действие повышающего коэффициента к ставке НДПИ на нефть в размере 428 руб/т.Был утвержден график изменения акцизов на нефтепродукты, предполагающий, в частности, рост акцизов на автомобильный бензин и дизельное топливо до 2020 г. включительно. Кроме того, в целях противодействия присутствию суррогатных топлив на рынке было уточнено понятие «средние дистилляты» для целей налогообложения акцизами. В конце года Правительство Российской Федерации одобрило и внесло в Федеральное Собрание законопроекты, необходимые для перехода на налогообложение финансового результата в виде налога на дополнительный доход (НДД) для нефтяной отрасли. Целью нового режима, в частности, является увеличение добычи нефти на месторождениях, которые войдут в число пилотных проектов НДД.