Переработка и сбыт

Нефтепереработка

Стратегические задачи

40 млн т объем нефтепереработки в России
95 % глубина переработки в России
80 % выход светлых нефтепродуктов в России

Динамика ключевых показателей

Объем нефтепереработки на российских нефтеперерабатывающих заводах (млн т)
Глубина переработки на нефтеперерабатывающих заводах в России (%)
Выход светлых нефтепродуктов на нефтеперерабатывающих заводах в России (%)

Стратегическими приоритетами в области развития нефтепереработки ПАО «Газпром нефть» в России остаются модернизация перерабатывающих мощностей и рост операционной эффективности. Завершив в 2015 г. первый этап масштабной модернизации нефтеперерабатывающих заводов, направленный на повышение качества производимых нефтепродуктов, Компания реализует второй этап модернизации, целью которого является повышение глубины переработки и увеличение выпуска светлых нефтепродуктов. Одновременно с проектами увеличения глубины переработки на нефтеперерабатывающих заводах Компании реализуются крупные экологические проекты, направленные на снижение воздействия на окружающую среду.

Ключевые события 2017 года

  • На Московском НПЗ завершены строительство биологических очистных сооружений «Биосфера» и реконструкция установки каталитического крекинга, в результате которой ее мощность увеличена до 2,6 млн т в год
  • Модернизирована битумная установка и завершены строительно-монтажные работы блочно-модульной установки по производству водорода на Омском НПЗ
  • Введена в эксплуатацию установка производства базовых масел III группы качества на «Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез»
  • Началось строительство комплексов глубокой переработки на Омском НПЗ и НПЗ Панчево в Сербии
  • Открыт Центр управления эффективностью
«Программа модернизации нефтеперерабатывающих заводов рассчитана до 2023–2025 гг. Ее первый этап завершен, второй этап – в активной фазе. Эффекты от второго этапа мы увидим уже в 2019 г. Прибыльность заводов будет расти с вводом очередных новых перерабатывающих мощностей».
Алексей Янкевич Заместитель Генерального директора ПАО «Газпром нефть» по экономике и финансам

Сбыт

Стратегические задачи

100 % объем продукции собственных российских нефтеперерабатывающих заводов, реализуемый через собственные каналы сбыта

В ПАО «Газпром нефть» выделяются два основных сбытовых сегмента: реализация моторных топлив через сеть АЗС «Газпромнефть» и мелкооптовые каналы сбыта, а также реализация нефтепродуктов промышленным потребителям. Для каждого направления установлены специализированные цели. Целевой масштаб сбытового бизнеса Компании должен обеспечивать возможность размещения на рынках через собственные каналы сбыта 100 % объемов производимых нефтепродуктов для максимального покрытия всей цепочки создания стоимости в нефтяном бизнесе.

Реализация моторных топлив

Стратегические задачи

19,6 млн т объем продаж моторных топлив в России и странах СНГ
1 650 количество станций розничной сети в России и странах СНГ С учетом франшизы.

К 2025 г. ПАО «Газпром нефть» намерено увеличить общий объем продаж моторных топлив в России и странах СНГ в основном за счет роста в розничном канале сбыта. Для этого планируется увеличение сети АЗС «Газпромнефть» в России и странах СНГ.

Динамика ключевых показателей

Количество АЗС в России и странах СНГ С учетом франшизы. (шт.)

Ключевые события 2017 года

  • На конец 2017 г. сеть «Газпром нефти» в России и СНГ насчитывала 1 443 АЗС (с учетом франшизы) Снижение количества АЗС на 1 шт. в 2017 г. обуславливается оптимизацией розничной сети в странах СНГ.
  • Компания укрепила свои позиции на розничном рынке моторных топлив Российской Федерации. Доля Компании на российском розничном рынке автобензинов и дизельного топлива составила 14,9 % и 19,1 % соответственно
  • Объем среднесуточной реализации через одну АЗС в Российской Федерации превысил 20 т/сут
  • Розничные продажи моторных топлив в Российской Федерации и СНГ увеличились на 6 %
  • На рынке представлены новые фирменные бензины – G-Drive 100, ОПТИ 92 и ОПТИ 95. На региональных рынках начато активное продвижение топлива «Дизель ОПТИ»

Реализация нефтепродуктов промышленным потребителям

Стратегические задачи

5,5 млн т реализация авиационного топлива в России и на международном рынке
2,7 млн т реализация судового топлива в России и на международном рынке
2,3 млн т реализация битумных материалов в России и на международном рынке
1,38 млн т реализация продуктов нефтехимии в России и на международном рынке
1,02 млн т реализация масел и смазочных материалов в России и на международном рынке

Динамика ключевых показателей

Продажи нефтепродуктов (млн т) Источник: данные Компании

Для эффективной реализации нефтепродуктов в Компании выделены отдельные направления бизнеса, включая продажи авиационного керосина, смазочных материалов, битумов, продуктов нефтехимии и бункеровку судов. По направлениям сбытового бизнеса планируется дальнейшее увеличение продаж и рост доли рынка. Кроме того, ПАО «Газпром нефть» планирует вывод на рынок новых продуктов и развитие сбытовых мощностей.

Ключевые события 2017 года

  • Общее количество аэропортов в сбытовой сети авиационного топлива выросло до 249
  • В партнерстве с IATA впервые в России проведен крупнейший Международный авиатопливный форум
  • Компания первой среди российских ВИНК начала производство экологического судового топлива ТСУ-80 с содержанием серы <0,1 % и масел под брендом Gazpromneft Drilline, используемых как синтетическая основа для буровых растворов
  • На российский и международный рынки выведена линейка судовых масел под брендом Gazpromneft Ocean
  • Количество фирменных станций техобслуживания G-Energy Service достигло 120
  • Совокупный объем реализации битумов увеличился на 22,0 %